Система регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов; форум, услуги продвижения и рекламы сайтов; контекстная реклама

Негосударственное пенсионное обеспечение

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Негосударственное пенсионное обеспечение » Обязательное пенсионное страхование » Почему государство продолжает отбирать у нас пенсии


Почему государство продолжает отбирать у нас пенсии

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Правительство решило изъять пенсионные накопления на 2015 год. Что нужно предпринять, чтобы нынешние работники не остались совсем без пенсий?

Минтруд сообщил, что правительство решило продлить мораторий на формирование накопительной части пенсий на год – то есть и в 2015 году пенсионные накопления будут изъяты и направлены на выплаты нынешним пенсионерам. Этого следовало ожидать: в условиях, когда у правительства масса свежих идей о том, как потратить деньги, а ситуация с доходами бюджета ухудшается, перечисление четверти триллиона рублей на долгосрочные накопления выглядит атавизмом. Сейчас экспертов уже не пугает даже предложение вовсе упразднить обязательные пенсионные накопления.

Накопительная часть пенсии - лакомый кусок для политиков и чиновников, и не только в  России. Венгрия в 2010 году де-факто конфисковала накопления, создававшиеся с 1998 года, усложнив процедуру сохранения своих счетов для работников. Польша также изъяла вложения пенсионных фондов в государственные облигации, а Аргентина сначала заставила инвестировать накопления в дефолтный госдолг, а потом национализировала накопительную систему. Казахстан централизовал управление пенсионными накоплениями в едином государственном фонде, и вполне вероятно, что накопительную систему вскоре вовсе ликвидируют, заменив ее налогом.

Почему отобрать у граждан накопления так легко? Чиновники и депутаты знают, что не понесут никакой ответственности за долгосрочную дестабилизацию пенсионной системы. Негативные последствия удара по накоплениям сильно отложены во времени. Накопления, как правило, создают работники, которым до пенсии еще довольно далеко, и они не столь озабочены текущей сохранностью этих накоплений. Наконец, негативные последствия изъятия накоплений для рынка государственного долга прочувствуют на себе другие ведомства и институты - социальный блок правительства России, инициировавший мораторий, они не затронут. Пенсионная индустрия и некоторые владельцы накоплений, конечно, будут протестовать, но безуспешно.

Между тем без накоплений в российской пенсионной системе уже не обойтись – об этом говорят и демографические, и экономические прогнозы. При сохранении нынешнего пенсионного возраста и размера взносов коэффициент замещения - грубо говоря, отношение средней пенсии к средней зарплате, - упадет с 36,2 % в 2012 году до 25-26% (по довольно оптимистическим оценкам ЦСР) к 2030 году, когда на пенсию начнут выходить нынешние 40-летние. А ведь и конвенция МОТ о социальном обеспечении, и долгосрочный план социально-экономического развития России предусматривают, что коэффициент замещения должен составлять 40% от средней зарплаты. Даже если размеры социальных взносов вырастут, и их будут взимать со всей суммы высоких зарплат, как предлагает сейчас Минфин, разницу покрыть будет невозможно – если не создать работающий механизм накоплений. Поэтому надо уже сейчас думать о том, как перезапустить накопительную систему.

Один из главных вопросов – это статус самих накоплений. О том, что опасно оставлять пенсионные накопления в собственности государства, давая некоторые права по распоряжению ими и их инвестированию, говорилось еще при запуске системы в 2002-2003 годах. Ружье, повешенное на стенку, выстрелило в прошлом году, когда ПФР и Минтруд стали разъяснять: это только кажется, что накопления принадлежат работникам; на самом деле государство имеет право делать с ними, как и с налоговыми поступлениями, все, что угодно.

Чтобы решить эту опасную дилемму, возможно, стоит в принципе отказаться от обязательности накоплений. Пусть взносы платит не работодатель, а сам работник (то есть они вычитаются из зарплаты), и за ним остается право распоряжаться этими деньгами. То есть важно, чтобы накопления признавались собственностью работника, на распоряжение которой государство может налагать некоторые ограничения, но никак не наоборот. Конечно, понадобятся дополнительные стимулы, чтобы накопления были долгосрочными: активное софинансирование со стороны работодателей и государства, штрафы за досрочное изъятие средств.

Во-вторых, нужно, чтобы решения по пенсионным вопросам влекли серьезные последствия для тех, кто их принимает. Сегодня пенсии депутатов и госслужащих формируются совсем не так, как у обычных граждан. Например, бывшие депутаты Госдумы имеют право на надбавку к пенсии в размере от 55% своей зарплаты. Они распоряжаются будущим миллионов людей, но на них самих результаты этих решений никак не распространяются.

Стоит поставить вопрос о переводе госслужащих, не относящихся к силовым структурам, на общие трудовые пенсии; дополнительные накопления для обеспечения доплат будут в этом случае частично формироваться за счет государства (как в Великобритании). Наличие у госслужащих накоплений, в числе прочего, повысит их заинтересованность в финансовой стабильности и их риски в случае проблем в пенсионной системе.

В-третьих, нельзя допускать ежегодных изменений в пенсионной формуле или в правилах перевода накоплений, какими бы благовидными ни казались их цели. Мегарегулятор финансового сектора в лице ЦБ РФ, финансово-экономический блок правительства и пенсионная индустрия, экспертное сообщество вполне могли бы подготовить адекватные планы по стабилизации системы, в которые встроены такие ограничения. Эти планы пригодятся, когда изъяны курса «ликвидаторов» и его негативные долгосрочные последствия станут очевидны политическому руководству страны.

Антон Табах, старший экономист Института энергетики и финансов
РБК

0

2

Белый дом принял решение о заморозке накопительной части пенсии в 2015 году. Как уверены эксперты, в поисках источника для финансирования дефицита бюджета. В 2014 году эта мера дала казне около 250 млрд рублей, часть из которых, по некоторым данным, была направлена на развитие Крыма. При этом такое решение не поддерживает финансовый блок федерального правительства, в котором уверены: в условиях санкций мораторий приведет к еще большему замедлению экономического роста.
Информация о том, что федеральное правительство в 2015 году вновь может пойти на заморозку накопительной части пенсии, ходила давно. Согласно прогнозу Министерства финансов, доходы бюджета в следующем году составят 14,9 трлн, расходы – 15,25 трлн.
Эксперты уверены, что заморозка взносов является одним из источников финансирования дефицита, как это получилось в 2014 году: взносы граждан в размере 243 млрд рублей были отданы Пенсионному фонду на выплату пенсий в текущем году. В свою очередь, аналогичная сумма, зарезервированная ранее в бюджете, ушла в резервный фонд правительства. Как впоследствии признался министр финансов Антон Силуанов, их потратили на Крым и другие «антикризисные меры». Затем он, правда, объяснял, что его не так поняли.
Во вторник, 5 августа, в Белом доме состоялось заседание правительства, на котором как раз обсуждалась ситуация с бюджетом на 2015 и последующие годы. В итоге, как рассказал журналистам министр труда Максим Топилин, мораторий на формирование накопительной части пенсии будет распространен и на 2015 год. При этом, по его словам, это решение связано не с дефицитом пенсионной системы, а направлено «на усиление ее солидарности». Точный механизм по заморозке взносов будет определен позднее. Что касается суммы, то очевидно, что она будет не меньше 243 млрд, полученных правительством в 2014 году.
Что означает данное решение для простых граждан? Сейчас 22% от зарплаты гражданина идет в счет его будущей пенсии. Из них 6% направляются в накопительную часть, которой пенсионные фонды могут распоряжаться как банки, зарабатывая для своих клиентов дополнительные деньги. В случае заморозки прокручивать эти деньги НПФ не смогут. При этом правительство обещает, что потери от моратория в будущем будут учтены при начислении пенсии, которая сейчас рассчитывается исходя из сложной балльной системы. Однако как именно – пока не совсем понятно.
Отметим, что экономический блок федерального правительства, по сообщению информагентств, выступил против идеи с продлением моратория. Дело в том, что из-за этого решения экономика лишилась денег, которые негосударственные пенсионные фонды могли бы инвестировать в те или иные сферы. По некоторым оценкам, речь может идти об инвестициях в размере 700 млрд рублей. В финансовом блоке полагают, что это особенно существенная потеря в условиях обострения отношений с Западом и проблемами с привлечением займов на внешнем рынке. В этих условиях, по расчетам ряда представителей финансового блока, ВВП может вырасти в 2015 году только на 1% вместо прогнозируемых 2%.
При этом заморозка пенсионных накоплений – не единственная мера по привлечению дополнительных средств в бюджет, которая сейчас рассматривается федеральным правительством. «Нужно проанализировать и дополнительные возможности по мобилизации доходов, включая самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки, несмотря на то, что к этой мере нужно прибегать в самом крайнем случае», – заявил на заседании правительства Дмитрий Медведев.
Так, в 2015 году регионы вновь могут получить право вводить налог с розничных продаж, как в 1990-е годы. Предполагается, что ставка составит 3%, а, например, петербургский бюджет получит за счет этого дополнительно 10 млрд рублей. Правда, по оценке Сбербанка, введение налога с продаж автоматически ускорит инфляцию на 2,1%. Иначе говоря, эффект от этой меры аналогичен тому, который дает мораторий на формирование накопительной части пенсии: в краткосрочной перспективе государство получает деньги на текущие расходы, в долгосрочной – экономические проблемы, такие как снижение роста ВВП или инфляцию.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

0

3

Правительство хочет принять решение об отказе от обязательного характера накопительной пенсии. Для граждан это будет означать, что все страховые отчисления из фонда оплаты труда их работодатель будет направлять в ПФР, то сеть солидарную часть пенсии на выплаты нынешним пенсионерам. Накопительная система отменена не будет, но станет добровольной.

А гражданин в индивидуальном порядке сможет заключить договор с управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом и от своей зарплаты проводить отчисления на свой личный пенсионный счет.

Суть предложений финансово-экономического блока и ЦБ, по словам источников, заключается в возможном разделении накопительной составляющей страхового сбора на часть, которая пойдет на текущие выплаты, и часть, которая будет возвращена работодателям для формирования корпоративных пенсионных программ.

0


Вы здесь » Негосударственное пенсионное обеспечение » Обязательное пенсионное страхование » Почему государство продолжает отбирать у нас пенсии