Нефтяные корпорации как пенсионные первопроходцы

Одним из самых ярких и не отнюдь не позитивных воспоминаний о девяностых годах остаются проблемы с выплатами пенсий. И это не удивительно, если учесть, что вся страна, повернутая на новые экономические рельсы, испытывала большие трудности. Однако именно переход к рыночной экономике и привел к модернизации пенсионной системы России.

Принято считать, что модернизация началась сверху, но это не совсем так. Первопроходцами стали работодатели, а именно крупнейшие энергетические и нефтяные компании страны. Дополнительное пенсионное обеспечение они стали рассматривать как эффективный инструмент кадровой политики, направленной на закрепление кадров, стимулирование специалистов в области профессионального роста.

В середине девяностых они стали создавать корпоративные негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В 1994-95 годах основаны уже пять НПФ компаниями Тюменьэнерго, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, Транснефть, Российские железные дороги. В 1997 году вступил в силу закон об НПФ, в 1998 году – закон о налоговых льготах, направленный на стимулирование взносов работодателей в НПФ.

Нет социальному неравенству

Но у новой системы оказалась и «темная» сторона. Дополнительные корпоративные пенсии, выплачиваемые вчерашним нефтяникам, газовикам, энергетикам усугубили проблему социального неравенства. Больше всего пострадали бюджетники, составляющие значительную часть экономически активного населения Югры – около 300 000 человек. А почему, собственно, пенсия врачей или учителей должна существенно уступать пенсионным выплатам работникам корпораций?

С целью создания нормального социального климата правительство Югры посчитало необходимым пойти на поддержку других категорий граждан. С 1999 года в Ханты-Мансийском автономном округе стали осуществляться выплаты из средств бюджета неработающим пенсионерам. В народе они получили название «губернаторских». Их выплатой занимались подразделения социальной защиты. Это был первый и робкий пока шаг к формированию региональной системы дополнительного пенсионного обеспечения.

Спустя некоторое время детальное изучение практики доплат, показало, что их объем стал существенно увеличиваться, соответственно нагрузка на региональный бюджет серьезно возрастала. Неуклонно увеличивалось число пенсионеров. Если в 2000 году объем доплат составлял порядка 700 млн рублей, то в 2003 году он достиг 1,172 млрд рублей. Ежегодно предусматривать такие средства в бюджете становилось все сложнее. Более того, отказаться от взятых на себя социальных обязательств в таких случаях уже невозможно как по человеческим, социальным причинам, так и по политическим.

Что касается НПФ, то до 2005 года они действовали только в четырех из 22 муниципальных образованиях. В других районах граждане практически не имели доступа к программам негосударственного пенсионного обеспечения. Действующие корпоративные НПФ работали только со своими сотрудниками, не занимаясь популяризацией, информационной работой с другими гражданами.

Пожизненная пенсия вместо годовых доплат

Поиск более оптимальных механизмов пенсионного обеспечения с целью снижения возрастающий нагрузки на бюджет привел экспертов к мысли о необходимости создания цельной системы негосударственного пенсионного обеспечения. «Решение об этом не было сиюминутным, всем нам понадобилось определенное время, — вспоминает Дмитрий Хряпов, вице-президент Ханты-Мансийского НПФ. — В 2002 году руководством округа была поставлена задача разработать новые механизмы поддержки пенсионеров региона. Эту программу и разработал наш фонд».

Ключевой чертой новой программы стала направленность, прежде всего, на работников бюджетной сферы. В 2003 году был принят первый региональный закон о дополнительном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Право на его реализацию в результате конкурса, проведенного правительством региона, получил Ханты-Мансиский НПФ. С января 2004 года у работников бюджетной сферы Югры, стаж которых в этой отрасли на территории автономного округа составляет 10 лет и более, появилась возможность формировать накопительную часть дополнительной пенсии с участием средств бюджета, которые находятся в Ханты-Мансийском НПФ. По сути это и есть система софинансирования рубль к рублю, аналогом которой год назад отчасти стала федеральная система софинансирования. Но чтобы сформировать накопительную часть нужно время – размер взносов сотрудника определялся возрастом. Работники до 40 лет имели право вносить ежемесячно до 3% от заработной платы, от 40 до 50 лет – до 5%, от 50 лет – до 10% от оклада. Выше этих сумм, конечно, средства тоже можно вносить, но за счет бюджета они уже не дополняются. К слову, в федеральной системе определен несколько меньший размер софинансирования - не более 12 000 рублей за год.

При этом работнику бюджетной сферы по закону полагалась теперь и базовая часть дополнительной пенсии, размер которой зависит от стажа его работы в Югре.
Но пенсионная система не стояла на месте и в 2004 году принят закон, который позволил заменить «губернаторские» доплаты на негосударственные пенсии для неработающих пенсионеров.

Доходы - пенсионерам

Чем же отличаются выплаты дополнительные пенсии от доплат? Доплаты начислялись ежегодно из того, что имеется в бюджете, тогда как вопрос с выплатами пенсий решается сразу на длительный период. Сейчас они назначаются пожизненно. Это разные степени обязательств – если доплаты формально можно отменить, то с дополнительными пенсиями так уже не поступишь. Кроме того, революционные изменения в региональной пенсионной системе заключались в том, что с 2004 года Ханты-Мансийский НПФ получил возможность размещать средства, копившиеся для выплат доппенсий (то есть пенсионные резервы), в инвестиционные инструменты и мог получать доход. Ведь при использовании системы доплат их краткосрочность не позволяет говорить об инвестировании, так как источником доплат выступают налоги, собранные за прошедший год.

«Другой важный аспект перехода к системе выплат доппенсий из пенсионных резервов — это разделение процесса пенсионного обеспечения на период накопления и период выплат. В период накопления НПФ формирует, аккумулируют пенсионные резервы за счет пенсионных взносов вкладчика (в данном случае им остается правительство Югры) и за счет дохода, полученного от инвестирования пенсионных резервов», — объясняет Дмитрия Хряпов.

Таким образом, в начале вкладчик несет обязательства по формированию пенсионных резервов участников (населения). При назначении доппенсии, когда участник фонда превращается в пенсионера, всю ответственность за выплаты уже несет фонд. Примечательно, что на схожих принципах строится деятельность крупнейших пенсионных фондов мира, например, голландского фонда ABP, крупнейшего в США Кальфорнийского НПФ для работников бюджетной сферы и многих других.

Как бюджетники Сургута три пенсии получают

Однако первопроходцем в создании систем ДПО для бюджетников стали даже не региональные, а муниципальные власти. В 1997 году в Сургуте появилась первая в России муниципальная пенсионная программа, которая действует и поныне. Реализовывалась она через Сургутский муниципальный негосударственный пенсионный фонд, который в 2008 году был присоединен к Ханты-Мансийскому НПФ.

История появления этой муниципальной системы также началась после того, как нефтяная компания Сургутнефтегаз приняла корпоративную программу дополнительного пенсионного обеспечения для своих работников. Чтобы служащие бюджетной сферы не чувствовали себя ущемленными, власти города организовали систему допобеспечения и для них. Так у сургутских врачей, учителей, работников культуры появилось право на вторую пенсию.
Но с началом реализации в январе 2004 года региональной программы ДПО работников бюджетной сферы встал вопрос – можно ли закрыть уже действующую муниципальную пенсионную программу? Ответ был отрицательный, так как политически и социально этот шаг не был понятен. В результате, примерно 13 000 бюджетников Сургута ежемесячно получают сегодня дополнительную пенсию в размере 500 рублей и вместе другими 130 000 бюджетниками округа еще и окружную доппенсию в размере до 910 рублей.

В 2008 году Сургутский муниципальный НПФ встал перед необходимостью повысить совокупный вклад учредителей с 30 до 100 млн рублей. Для муниципального бюджета вкладывать дополнительные средства в фонд было очень серьезной нагрузкой. В результате переговоров с Ханты-Мансийским НПФ фонд был присоединен к нему, что позволило сохранить муниципальную программу.

На сегодня численность получателей негосударственных пенсий у Ханты-Мансийского НПФ составляет 156 798 чел. В округе уже есть граждане, которые получают базовую и накопительную часть доппенсии. Средний размер пенсии составляется 910 рублей — это базовая часть, состоящая из средств бюджета округа. Некоторые вкладчики имеет дополнительно и до 50 000 рублей ежеквартально. Неплохая прибавка…