Система регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов; форум, услуги продвижения и рекламы сайтов; контекстная реклама

Негосударственное пенсионное обеспечение

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пенсионные фонды признали социальными

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Пенсионные фонды признали социальными // Их главным регулятором назначено Минздравсоцразвития // КоммерсантЪ

Правительство фактически признало, что негосударственные пенсионные фонды в большей мере являются социальными институтами, чем участниками финансового рынка. Именно в этом эксперты видят смысл правительственного постановления, расширяющего полномочия Минздравсоцразвития при регулировании деятельности НПФ, притом что круг полномочий рыночного регулятора — ФСФР — остался без изменений.

На прошлой неделе правительство внесло изменения в постановление N 699 от 4 ноября 2003 года "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов...". Документ четко разделяет полномочия Минздравсоцразвития и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) как двух регуляторов пенсионного рынка. Так, в сферу ответственности Минздравсоцразвития отнесено принятие нормативных актов в части правоотношений между НПФ и его участниками и застрахованными лицами, утверждение типовых форм договоров об ОПС, типовых страховых правил фондов, требований к пенсионным схемам. В свою очередь, ФСФР осуществляет лицензирование деятельности НПФ, регистрацию правил фондов, вводит запрет на проведение операций, курирует инвестиционную деятельность НПФ.

"До появления постановления в новой редакции полномочия Минздравсоцразвития в отношении НПФ и их клиентов были расплывчатыми, они определялись абстрактной функцией, что министерство должно защищать интересы вкладчиков и участников фондов",— указывает председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. Он добавляет, что не было и четкого разделения функций между Минздравсоцразвития и ФСФР, а "участники рынка длительное время жили, что называется, по понятиям".

Как пояснил "Ъ" заместитель начальника управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР Александр Арефьев, этим постановлением правительство наделило Минздравсоцразвития полномочиями по контролю над НПФ как социальными институтами, "то есть министерство будет регулировать правоотношения между фондами и их клиентами". "За ФСФР закреплено регулирование инвестиционных и финансовых процессов в деятельности НПФ",— указывает господин Арефьев.

Разграничение полномочий, утвержденное правительством, усиливает аппаратный вес Минздравсоцразвития, указывают эксперты. По их мнению, у ФСФР остались те же функции, что и были, а у Минздравсоцразвития появилось больше полномочий. "Судя по набору тех функций, которые закреплены за министерством, ему придется создавать отдельное подразделение, которое будет заниматься их исполнением, а также формированием нормативной базы",— считает руководитель компании "Пенсионные и актуарные консультации" Евгений Якушев. До административной реформы, начатой в 2002 году, функции регулятора пенсионного рынка были возложены на инспекцию НПФ, работающую при Минтруде. В дальнейшем инспекция была ликвидирована, а ее сотрудники переведены в ФСФР. "Сейчас в структуре Минздравсоцразвития нет стольких специалистов, этим занимается лишь одно небольшое подразделение, которое, по сути, курировало НПФ лишь в рамках проводимой пенсионной реформы",— отмечает господин Якушев. В Минздравсоцразвития вчера не смогли оперативно ответить на запрос "Ъ".

"В основе пенсионной системы должны стоять застрахованные лица и участники НПФ, а кто контролирует нашу деятельность — не так уж и важно",— говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. Тем не менее он отмечает, что НПФ по характеру своей деятельности в первую очередь социальные институты и лишь затем участники финансового рынка, поэтому наделение Минздравсоцразвития большим набором функций при контроле их деятельности является закономерным шагом.

Александр Мазунин

0

2

«Эксперт РА»: Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) успешно преодолели кризисный 2009 год

Итоги 2009 года на рынке негосударственных пенсионных фондов свидетельствуют о значительном успехе фондов в преодолении последствий финансового кризиса, говорится в обзоре «Кризис прошел, риски остались», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Системе НПФ удалось отыграть большую часть потерь и вернуться на докризисный уровень по размеру пенсионных резервов (на 01.01.10 они увеличились до 571 млрд рублей); 1,8 млн. застрахованных лиц приняли решение перевести накопительную часть пенсии в НПФ из ПФР в течение 2009 г.. В течение года рынок в результате отзыва лицензии или слияния с более крупным НПФ покинуло порядка 60 фондов, при этом лишь в одном случае имелся факт неисполнения фондом своих обязательств. В отличие от банков, на санацию которых АСВ потратило свыше 300 млрд. рублей, на поддержку пенсионной системы не было истрачено ни копейки. Тем самым, можно утверждать, что система НПФ пережила кризис успешнее, чем банковский или страховой секторы.

Согласно исследованию «Эксперт РА», вес негосударственных пенсионных фондов на российском финансовом рынке возрос. Доля пенсионных средств под управлением УК выросла в 2009 г. на 35% и достигла порядка в 550 млрд. рублей, при этом доля пенсионных средств в активах под управлением УК выросла с 33% до 40%; отношение собственного имущества НПФ и ВВП возросло с 1,34% до 1,89%. Государство приступило к реализации второго этапа пенсионной реформы и предложило новую концепцию развития рынка, сделав вопрос негосударственного пенсионного обеспечения ключевым в повестке дня.

«Кризис вскрыл и позволил решить ряд отраслевых проблем. Так, в течение 2009 г. была расширена инвестиционная декларация фондов, были существенно повышены нормативы концентрации пенсионных средств в конкретных объектах размещения. Помимо этого, ФСФР выпустила проект приказа о введении обязательной аттестации руководителей и контролеров НПФ, отмечает руководитель направления инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Павел Митрофанов. – Однако не исключено, что по мере выравнивания ситуации, процесс очищения рынка будет остановлен».

В то же время, на рынке по-прежнему сохранился ряд проблем – мин замедленного действия. Неопределенность порядка оценки активов и обязательств, отражения убытков; не до конца решен вопрос взаимоотношений между НПФ и УК в части ответственности за сохранность средств; доверие населения к НПФ по-прежнему невысоко. Кроме этого, с ростом масштаба рынка ОПС набирает обороты деятельность недобросовестных агентов (свыше 400 тыс. подписей в 2009 году были проданы дважды по данным ПФР; в 2,5 раза выросло число случаев перехода из одного фонда в другой).

0