Система регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов; форум, услуги продвижения и рекламы сайтов; контекстная реклама

Негосударственное пенсионное обеспечение

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Негосударственное пенсионное обеспечение » Негосударственное пенсионное обеспечение » негосударственные пенсионные фонды - реальная возможность достигнуть ц


негосударственные пенсионные фонды - реальная возможность достигнуть ц

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Константин Угрюмов: негосударственные пенсионные фонды - реальная возможность достигнуть цивилизованной старости 
15 января, 2008   

Интервью с председателем Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов России Константином Угрюмовым:

– Константин Семенович, 15 лет в нашей стране действует негосударственная пенсионная система. Почему массы пока не штурмуют НПФ, а смотрят на них с опаской?

– Вспомните, ведь и в советские годы, например, существовали страховые компании, банковские учреждения – сберкассы, где хранились накопления граждан. А вот негосударственных пенсионных фондов в России не было свыше 70 лет. Хотя в нашей стране (одной из первых в мире) еще в середине XIX века появились эмеритальные (пенсионные) кассы (прообразы нынешних НПФ). К 1917 году пенсионные накопления в этих кассах держало порядка 40% (!) населения Российской империи. А потом они канули в Лету. И в сознании большинства сформировался знак равенства между понятиями «пенсия» и «государство». Что вполне логично в социалистической системе хозяйствования: ведь раньше мы все работали на государство.

– Люди боятся доверять кровные «частникам»...

– Не стану оспаривать этот факт. Многие из нас испытали «шокотерапию», натерпелись от махинаций всякого рода МММ и им подобных финансовых пирамид, компаний-однодневок. Но обратите внимание – туда люди несли деньги добровольно, надеясь обогатиться чуть ли не «за здорово живешь». Обманщики завлекали: «Внеси рубль – получишь сто». А мы верили в «чудеса». Кроме того, до сих пор россияне не слишком уверены в стабильности нашей экономики. Вот поэтому, задумываясь о «копилке» на старость, человек задает себе риторический вопрос: «А что будет, если…» Если революция, дефолт… Кстати, вы знаете, что в период дефолта 1998 года обанкротились многие страховые компании, банки, но ни один НПФ не прогорел. Тем не менее понятно, одним махом преодолеть все эти опасения населения сложно. Нужны совместные усилия – и бизнеса, и государства, которому вообще это крайне необходимо. Потому что ни одно государство в мире не несет столь ощутимой социальной нагрузки, как государство Российское.

Существует понятие: коэффициент замещения. Это отношение пенсии к уровню заработной платы, которую пенсионер получал на своей последней работе. Во всем мире достойным считается 40-процентый коэффициент замещения. В экономически развитых странах он доходит до 70–80 процентов. У нас сегодня данный показатель еле-еле дотягивает до 25. Но и он формируется исключительно за счет государственных выплат, т. е. налоговых поступлений. А во всем мире госвыплаты не превышают 50 процентов. Другая половина – это добровольные накопления населения. Справедливости ради нужно отметить: некоторые последние шаги государства по стимулированию добровольных пенсионных накоплений вызывают оптимизм. Похоже, власть предержащая осознала: невозможно нести бремя социальной нагрузки в полной мере бесконечно. Это просто неэффективно.

– То есть вы хотите сказать, что в будущем нам не стоит рассчитывать на бесконечные пенсионные блага со стороны государства?

– Конечно, и это очень важно понять, причем вовремя. Сегодня в России около 40 миллионов пенсионеров. Обязательства общества по отношению к этим людям были сформированы другой экономической формацией. Эти граждане свой долг перед страной уже выполнили, они заслужили, чтобы государство о них заботилось в полной мере. И оно обязано этим заниматься. Именно в эту сферу, полагаю, нужно в первую очередь направлять переизбыток денег от продажи нефти и газа, прочих сверхдоходов. А вот тем, кому до пенсии осталось десять лет и более, государство четко и ясно должно заявить: на официальном уровне будет обеспечен лишь некий социальный пенсионный минимум. Хотите большего, труженики капиталистической системы, давайте работать вместе. То есть формировать пенсионные накопления под госконтролем. Что фактически и происходит в НПФ. А ведь на сегодня не менее 80 процентов работающих способны накопить себе тот или иной пенсионный задел.

– Но для того чтобы подтолкнуть население вкладывать деньги в собственную старость, его нужно реально простимулировать, не так ли?

– Конечно. И власти наконец начали предпринимать реальные шаги в этом направлении. Так, в ушедшем году Госдума приняла поправку в Налоговый кодекс, согласно которой человек, добровольно перечисливший из своей зарплаты некие суммы в НПФ (в пределах 100 тысяч рублей), получает право на налоговый 13-процентный вычет. В первом чтении российским парламентом принят закон «О софинансировании добровольных пенсионных накоплений граждан». Согласно проекту этого закона, который, полагаю, будет окончательно утвержден в скором времени, если гражданин добровольно в течение года перечислил до 10 тысяч в качестве пенсионных накоплений, то столько же (равную сумму) на его счет добавит и государство. Накопления эти инвестируются в ценные бумаги и прочие финансовые инструменты. В результате получается солидная прибавка к пенсии. Эти 10 тысяч гарантируются средствами фонда национального благосостояния Стабфонда. Между прочим, только те россияне, которые в течение 5 лет после вступления закона в силу станут участниками этой программы, в течение 10 лет будут получать деньги от государства. Но цель этой властной инициативы заключается не столько в том, чтобы увеличить размер пенсии. Суть в том, что людям говорят: принимать решение и начинать копить на достойную старость надо сейчас. Ну, а если вы не хотите заботиться о себе и своих близких сейчас, через 20 лет как бы вам не оказаться со смешной пенсией и в смешных обстоятельствах. И пенять придется лишь на самого себя.

– Итак, вы уверяете, что надо копить себе на старость, для чего в том числе можно воспользоваться услугами НПФ. А что это, собственно, за услуги? Что могут НПФ?

– Негосударственный пенсионный фонд – некая касса, куда любой желающий вносит свои деньги. Фонд взнос инвестирует – этим занимается управляющая компания. Причем этот процесс очень жестко контролируется законодательством. Размещать пенсионные накопления можно в строго определенные финансовые инструменты по специальным нормативам: столько-то в акции, облигации, недвижимость и пр. Эти требования куда более жесткие, чем в случае размещения средств ПИФами. Контролем передачи этих денег в управление и размещением средств ведает специализированный депозитарий. Слишком рискованные операции просто блокируются. Украсть пенсионные накопления, вложенные в НПФ, практически невозможно. НПФ – это солидная финансовая организация. Он должен иметь не менее 30 миллионов рублей собственных резервов (с 1.01. 2009 г. этот показатель увеличится до 100 миллионов). На сегодня я бы отнес к серьезным порядка 50–60 фондов. Остальные, очевидно, будут к ним присоединяться, и это нормально. Итак, средства инвестируются, каждый год инвестиционный доход зачисляется на пенсионный счет участников фонда. Доходы фондов достаточно высокие и превышают уровень инфляции. Дело в том, что налогом на прибыль доход НПФ облагается только в размере, превышающем ставку рефинансирования ЦБ (в настоящее время 10 процентов). Правда, эта льгота предоставляется в том случае, если деньги хранятся в фонде не менее 5 лет. Получить пенсию в НПФ можно, достигнув установленного государством пенсионного возраста, т. е. 60 лет для мужчин и 55 – для женщин.

– Клиент накопил и изъявил желание получать пенсию. Что происходит дальше?

– В этом случае фонд производит расчет в зависимости от выбранной вами программы, предусматривающей получение пенсии пожизненно либо в течение определенного периода времени, но не менее 5 лет. Понятно, чем больше накоплено, тем больше размер дополнительной пенсии. Если вы начинаете копить в 20 лет, то, даже откладывая в год не более 3–5 тысяч рублей, к 60 годам прибавите к своей будущей пенсии (в соизмеримых ценах) 10–15 тысяч рублей (с учетом инфляции). Добавлю: если вкладчик умирает до наступления пенсионного возраста, его наследникам возвращаются и все взносы, и весь доход. Существуют схемы, позволяющие возвращать деньги уже на этапе пенсионных выплат. Например, пенсия выплачивается уже вдове либо вдовцу. Допускается изменение схемы. Скажем, некто вкладывает средства, а потом у него наступают затруднения. НПФ предоставит возможность временного прекращения выплат, перехода из одной схемы в другую. Вы вообще вправе поменять фонд, просто переведя накопления в иной НПФ.

– И все-таки признайте, на данном этапе решаются инвестировать в свою старость достаточно состоятельные люди?

– Уровень дохода этих людей, напротив, низкий. Но, увы, среди них немного молодых. Как правило, начинают копить 45–50-летние люди – те, над кем реально замаячила перспектива скудной пенсии. Конечно, если 55-летний гражданин Иванов явится в НПФ, ему для получения солидной пенсии нужно будет делать большие взносы. 20летнему нужно платить совсем немного – достанет 300–500 рублей в месяц, и пенсионная прибавка окажется очень существенной. Пожизненная пенсия 60-летнему мужчине в 1 тысячу рублей «стоит» 140 тысяч рублей пенсионных накоплений. Но если вы копите на старость 25 лет, вам для накопления этой суммы достаточно платить (с учетом инвестирования денег) не более 200 рублей в месяц. На сегодня в НПФ получают пенсии 970 тысяч человек. Средний размер дополнительной пенсии составляет 1 тысячу рублей. И, кстати, люди получающие пенсии в НПФ (с учетом, конечно, и государственной пенсии) как раз уже сегодня достигают того самого заветного цивилизованного минимального уровня коэффициента замещения в 40 процентов.

Владимир РАТМАНСКИЙ, «Вечерняя Москва», wwwvmdaily.ru

0

2

Темпы реализации пенсионной реформы не устраивают участников рынка. Значительная часть населения до сих пор не знает, как будет изменена система выплаты пенсий. Дмитрий Коншин, вице-президент НПФ «Газфонд», рассказал Infox.ru о системах защиты пенсионных денег, последствиях кризиса и конфликте поколений, подрывающем экономику.

Пенсионная система защищена от мошенничества, уверен вице-президент негосударственного пенсионного фонда «Газфонд» Дмитрий Коншин: почти удавшийся вывод более 1 млрд руб. из Пенсионного фонда России — это исключение, которое трудно объяснить.

«Система исключает возможность манипулирования деньгами»

«Если говорить о пенсионных накоплениях, о том, что из себя представляет обязательное пенсионное страхование, и о том, чем управляют фонды, — они достаточно надежно защищены. Существует многоуровневая система защиты. Мы получаем деньги от Пенсионного фонда России, размещаем их через управляющие компании, они проходят проверку спецдепозитарием. Спецдепозитарий обязан проверять соблюдение требования закона о том, как и насколько правильно используются средства, какие активы на них приобретаются. Соответственно, он может даже останавливать платежные операции. Мне не известно ни одного случая злоупотреблений с деньгами обязательного пенсионного страхования, то есть с теми деньгами, которые формируются в пользу граждан», — описал ситуацию Дмитрий Коншин.

Стандарты оборота документов в пенсионной системе соответствуют требованиям Центробанка. «Деньги приходят из Пенсионного фонда на счет негосударственного пенсионного фонда, подписывается соответствующий документ о том, что проводится сверка этих средств, и впоследствии средства поступают со счетов НПФ на счета уполномоченных управляющих компаний», — перечислил Дмитрий Коншин. «На мой взгляд, система, которая сейчас существует, исключает возможность манипулирования этими деньгами в каких-либо интересах, кроме тех, в которых они сформированы», — резюмирует вице-президент Газфонда.

Пенсионеры заработали 30% годовых

Кризис поднял ставки по вкладам в банках. Это удобно для вложения денег на год. Но Дмитрий Коншин не советует использовать депозиты как альтернативу Пенсионному фонду. «Я думаю, что банковская ставка в среднем исчислении за три года не переиграет инфляцию. Что касается нас, то мы считаем, что на тех промежутках времени, на которых мы работаем, — 20−30 лет, наверное, усредненная ставка доходности по всем инструментам, с которыми мы работаем, не может быть больше, чем инфляция плюс 3−4%. То есть это оптимально для обеспечения сохранности средств и их прироста. Если посмотреть нашу докризисную доходность, доходность на начало 2008 года, то вы увидите, что инфляцию мы в среднем переигрывали», — объясняет он.

«Средняя доходность управляющих нашим портфелем составляет чуть меньше 30% в годовом исчислении, — добавляет Дмитрий Коншин. — Мы считаем, что это хороший результат, хотя бы потому, что это средний уровень по рынку и он отражает реальный баланс надежности и доходности, с которым мы готовы работать, который мы готовы принять. И для нас это важно».

Есть понимание того, что что-то можно было бы сделать лучше, что-то — хуже, признает вице-президент Газфонда: «Но в целом тем блоком управляющих компаний, который работает с нами, мы удовлетворены — и результатом 2008 года, и тем, как все идет в 2009 году».

Год кассового разрыва

Темпы реализации пенсионной реформы не устраивают участников рынка. Значительная часть населения до сих пор не знает, как будет изменена система выплаты пенсий, констатирует Дмитрий Коншин.

«Нам казалось, что пенсионная реформа, конечно, могла бы идти более оптимистичными темпами, — говорит он в интервью Infox.ru. — И государство, и рынок в целом должны были бы больше информировать людей. Здесь вопрос информирования стоит весьма остро. Такая кампания требует большого объема финансирования, мне неизвестно, чтобы были зарезервированы достаточные средства на информирование людей о ходе пенсионной реформы. Мы должны понимать, что пенсионная реформа, которая у нас была проведена по конфигурации пенсионной системы, то есть блок социальных пенсий, блок пенсий, которые зависят от заработка, но являются распределительными: страховая часть и накопительная часть, — это достаточно современный с точки зрения мировой социальной системы механизм, немногие страны им располагают».

Цель пенсионной реформы — снять критическую нагрузку на бюджет. Население стареет, и количество работающих граждан постоянно уменьшается по отношению к количеству пенсионеров. «В таком случае один из механизмов — это привязка размера пенсии к размеру зарплаты. Это может быть сделано двумя способами. Или условно-накопительные счета, где копится информация о стаже, заработной плате или взносах, например, это то, что у нас является страховой частью пенсии. Или накопительная пенсия, в которой аккумулируются прямые денежные отчисления — то, что накапливает человек в период всей трудовой деятельности. Это один из механизмов, который может решить проблему, которую пенсионщики называют конфликтом поколений, когда молодое поколение не хочет платить за старое», — говорит Дмитрий Коншин. По его словам, с подобной проблемой сталкиваются многие страны. «Но в России мы видим одну из последних по времени проведения реформ в мире. Если принять во внимание количество людей, которые являются прямыми реципиентами этой реформы, — наше население составляет порядка 150 млн человек — и территорию, где реформа реализуется, то это, пожалуй, уникальный случай в мировой практике, — замечает вице-президент Газфонда.

С 2010 года пенсии в России резко вырастут. Но перевод компаний-работодателей с выплаты единого социального налога на страховые взносы, который увеличит доходы государства, состоится в 2011 году. Экономисты опасаются возникновения кассового разрыва, восполнить который за счет суверенных госфондов в условиях кризиса будет проблематично. Это непростой вопрос, согласен Дмитрий Коншин. «Мы понимаем, что решение об увеличении базовой пенсии и доведении ее до размера прожиточного минимума пенсионера — это достаточно жесткое решение с точки зрения финансовой обеспеченности, — говорит вице-президент Газфонда. — Мы понимаем, что необходимость увеличения пенсии сегодня также существует, потому что уровень обеспечения наиболее незащищенных социальных слоев требует повышения пенсии. И мы понимаем, что на самом деле есть возможные источники финансирования этих дефицитов. Задача для государства достаточно тяжелая, но, мы надеемся, оно справится».

Петр Канаев

0

3

Итоги. Рынок обязательного пенсионного страхования становится все более конкурентным – у «молчунов» развязывается язык, и они переводят средства из ПФР в НПФ. Зато дополнительной пенсией интересуются все меньше.

Пенсионный рынок в 2009 году в значительной мере оправился от последствий кризиса, восстановив доходность и темпы роста активов. Правда, общее количество действующих на нем игроков сократилось на 21% – до 165 НПФ. Объяснений тому несколько. Во-первых, усилилась регулирующая активность ФСФР. Во-вторых, ужесточились лицензионные требования. Пострадали прежде всего самые мелкие фонды. Так, в конце апреля прошлого года ФСФР приостановила операции сразу у 28 НПФ, однако, как заявили в Национальной ассоциации пенсионных фондов, их суммарный оборот был столь невелик, что на рынок это решение почти не повлияло. Но с 1 июля прошлого года вступили в силу новые требования к минимальному размеру имущества для осуществления уставной деятельности – не менее 50 млн руб­лей. На момент вступления нормы в силу ей не соответствовало около 40 фондов, причем у 24 из них ФСФР сразу же аннулировала лицензии. Альфа-банк принял решение не развивать пенсионный проект и фактически приступил к ликвидации своего фонда. Начался процесс присоединения фондов друг к другу, однако в прошлом году слиться успели только небольшие участники рынка. К началу 2010 года количество фондов, не соответствующих нормативам, сократилось до шести («Первый пенсионный фонд», «Кузбассразрезуголь», «Социальный парт­нер», Альфа-банк, «Социум» и «Гармония»).

Накопления. Объем пенсионных накоплений, сосредоточенных в НПФ, в 2009 году увеличился более чем в два раза – до 77,2 млрд рублей. Ведущими НПФ в России остаются те, что связаны с добывающей промышленностью либо естественными монополиями. В частности, по итогам 2009 года крупнейшими по объему пенсионных накоплений стали фонды «Благосостояние» (контролируется РЖД), «Лукойл-Гарант» и «Норильский никель». «Благосостояние» также занимает первое место в стране по количеству клиентов, причем в обоих сегментах – как обязательного страхования (923 тыс. застрахованных лиц), так и негосударственного обеспечения (1234 тыс. участников). По сравнению с 2008 годом состав «пятерки лидеров» не изменился. В топ-10 обращает на себя внимание перемещение НПФ Сбербанка с 10-го на 7-е место. При этом крупнейшие фонды очень активны на рынке пенсионного страхования и наращивают объемы привлеченных финансовых средств высокими темпами. «Благосостояние» и «Лукойл-Гарант» являются лидерами не только по объемам накоплений, но и по их приросту за год. Так, «железнодорожный» фонд за 2009-й почти удвоил сумму учтенных в нем пенсионных накоплений, увеличив их на 7,4 млрд рублей.

В то же время активность крупнейших операторов не приводит к концентрации рынка. За год доля топ-5 фондов в общей сумме сосредоточенных в системе НПФ пенсионных накоплений снизилась с 56 до 52%. Сравнительно небольшим фондам удается очень успешно «охотиться» за будущими пенсионерами. На рынок выходят новые структуры, которым благодаря эффекту «низкой базы» удается продемонстрировать головокружительные темпы роста. Например, НПФ «Промрегион» (учрежден компанией «Каус­тик», связан с группой предприятий химической и нефтехимической промышленности) увеличил накопления за год в 145 раз, а «Дженерали ППФ», контролируемый чешско-итальянским холдингом Generali PPF, – в 68 раз. «Дженерали» удалось почти с нуля привлечь около 18 тыс. клиентов.

Конкуренция. Рынок негосударственного пенсионного страхования весьма динамичный и высококонкурентный, причем конкуренция на нем растет в том числе за счет прихода новых, агрессивных игроков. Активность НПФ приводит к увеличению их значения в системе финансирования старости. В течение прошлого года доля пенсионных накоплений, учитываемых в НПФ, увеличилась с 9,2 до 13,5% от их общего объема (остальные средства учитываются в ПФР). Причем переток произошел в основном за счет накоплений, ранее переданных в управление ВЭБа. Кстати, частным УК также удалось нарастить свою долю (с 2,4 до 2,6%), но с НПФ им тягаться сложно. Привлечение застрахованных требует значительного финансового ресурса, которого в УК недостаточно. Кроме того, управляющие компании не имеют опыта работы с агентскими сетями по привлечению клиентов. «В НПФ отлажена система администрирования средств пенсионных накоплений, в том числе предусматривающая выплату пенсий (чего нет в УК). УК эффективнее работать с юридическими лицами (в том числе негосударственными пенсионными фондами), от которых они получают в управление значительный объем финансовых средств», – отмечает вице-президент «Газфонда» Дмитрий Коншин.
«Управляющие компании в гонке не участвуют, – комментирует управляющий директор УК «Открытие» Роман Соколов. – Они в ней активно участвовали только в первый год привлечения накоплений (когда НПФ не могли еще этого делать, и крупные ФПГ собирали накопления через свои УК, потом эта деятельность перешла к негосударственным фондам), теперь же УК конкурируют за накопления, аккумулированные НПФ».

Деньги и люди. Если сравнивать показатели 2009 года с 2008-м, то темпы прироста пенсионных накоплений резко увеличились (117 против 33%), в то время как темпы прироста застрахованных снизились (56 против 94%). На первый взгляд, это можно объяснить ускоренным ростом финансовых рынков в прошлом году – именно так и сделали некоторые опрошенные «Ф.» эксперты. Однако, как резонно отмечает исполнительный директор «КИТ Финанс НПФ» Антон Шпилев, между приростом накоплений и приростом числа клиентов на самом деле нет прямой связи: с учетом временного лага на перевод средств в фонды с момента принятия решения клиентом проходит целый год. Поэтому приведенные темпы прироста активов по ОПС за 2008 и 2009 годы и число перешедших в НПФ застрахованных сравнивать не вполне корректно. Высокие темпы прироста пенсионных накоплений в 2009 году на самом деле демонстрируют увеличение объема средств, переведенных по итогам кампании ОПС 2008 года. Между тем, за 2008 год в НПФ было привлечено почти на полмиллиона больше клиентов, чем в 2007-м. Но даже несмотря на это, разница между приростом пенсионных накоплений в 2008 и 2009 годах могла бы быть не столь серьезной, если бы в связи с кризисом ПФР не задержал перевод взносов за 2007 год. Эти средства НПФ получили только в первом квартале прошлого года.

Что же касается доходности от инвестирования накоплений, то лидером в прошлом году стал НПФ «УГМК-Перспектива», показавший 47,4% годовых. «Пенсионными накоплениями данного фонда управляют три компании («Тринфико», «Портфельные инвестиции» и «КИТ Фортис»). Если посмотреть их результаты по портфелям ПФР за 2009 год, то все выглядит логично, даже маловато», – комментирует Роман Соколов. Действительно, «Тринфико» оказалась в прошлом году лидером по доходности среди управляющих компаний, работающих с пенсионными накоплениями.

Резервы. Иная ситуация сложилась на рынке негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Пенсионные резервы НПФ росли гораздо медленнее пенсионных накоплений – за 2009 год они увеличились на 22%, а в 2008 году и вовсе уменьшились.

Рынок обязательного пенсионного страхования развивался в значительной степени за счет переманивания новых клиентов из числа «молчунов», количество застрахованных лиц в НПФ за год увеличилось более чем 1,5 раза. Между тем, негосударственное пенсионное обеспечение развивается за счет уже сформировавшегося состава клиентов. Прироста количества участников в рамках негосударственного пенсионного обеспечения за год почти не наблюдалось, и активы росли в основном за счет взносов от старых клиентов, а также от управления резервами (средневзвешенная доходность управления пенсионными резервами по кругу НПФ, предоставивших данные «Ф.», составила 8,9%). Как отмечает вице-президент «Газфонда» Дмитрий Коншин, «исторически негосударственные пенсионные фонды формировали клиентскую базу за счет корпоративных программ, для которых естественны первоначальный рост численности при открытии программы и последующий незначительный прирост».

Сегодня создание новых корпоративных программ приостановилось, в связи с чем затормозился и рост числа участников НПФ. «Все очень просто: в рамках ОПС люди отдают виртуальные деньги, а в рамках НПО сотрудники или работодатели должны заплатить “живые”», – поясняет Роман Соколов.

Гиганты. Состав лидеров на рынке негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) несколько отличается от рынка ОПС. Первое место по общему объему пенсионных резервов уже долгое время занимает «Газфонд», тесно связанный с «Газпромом». Фонд «Благосостояние», лидирующий на рынке ОПС, в данном сегменте находится на втором месте. На третьем – Ханты-Мансийский НПФ, контролируемый властями автономного округа. Концентрация бизнеса в сегменте НПО гораздо выше: два крупнейших фонда – «Газфонд» и «Благосостояние» – сосредоточили в своих руках ровно две трети (66%) всех пенсионных резервов, а пять крупнейших фондов – около 78%. За год уровень концентрации почти не изменился. Гиганты успешно поддерживают свою долю на рынке – на два крупнейших фонда приходится две трети общего прироста пенсионных резервов в 2009 году. Наибольший относительный прирост пенсионных резервов продемонстрировал НПФ «Стройкомплек», связанный с крупнейшими строительными компаниями Москвы, его резервы увеличились почти вчетверо до 245 млн рублей.

Перспективы. Ряд слияний пенсионных фондов, начавшихся в прошлом году, окончательно завершатся только в нынешнем. Например, учрежденный «Аэрофлотом» НПФ «Социальный партнер» начал присоединение к НПФ Сбербанка. К НПФ Электроэнергетики присоединяются НПФ «Вимм-Билль-Данн» и «Промрегионсвязь» (последний учрежден группой промышленных предприятий Москвы). Ряд региональных структур вберет в себя Первый национальный пенсионный фонд, подконтрольный группе «Русские фонды». Саратовский фонд «Виктория» вливается в НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии». По прогнозу президента НПФ Сбербанка Галины Морозовой, в нынешнем году на пенсионном рынке могут состояться очень крупные присоединения, а в конечном итоге в результате консолидации на рынке может остаться до 30 участников. Другие эксперты ограничивают максимальное количество фондов 50 или 100.
Очень многое будет зависеть от второго этапа пенсионной реформы, активно обсуждаемого сегодня в правительстве. Вполне возможно, что новый виток расширения полномочий НПФ придаст рынку новый импульс – по крайней мере, в сегменте ОПС. Впрочем, даже это не будет означать увеличения количества участников. Пока ясно, что на финансовые результаты 2010 года в части ОПС повлияет государственная программа софинансирования пенсий. В прошлом году государство уже выделило на софинансирование 2,5 млрд рублей, в 2010 году на эти цели запланировано 10 млрд рублей. Как выразился Дмитрий Коншин, это будет «один из лейтмотивов» развития рынка, в силу чего «прирост числа застрахованных в ближайшие годы будет существенным».

Константин Фрумкин

0

4

В последние месяцы в экспертном сообществе и властных структурах вновь возник вопрос о необходимости очередного этапа реформирования накопительной пенсионной системы. Действительно, попытки отстроить многоуровневую и хорошо диверсифицированную пенсионную систему, идущую в нынешней фазе с 2003 г., пока привели к сохранению достаточно уравнительной системы, слабо привязанной к уровню заработных плат, непонятной населению. Замена ЕСН страховыми взносами, намеченная на следующий год, ситуацию, скорее всего не улучшит, а программа софинансирования пенсий пока привела только к росту рынка социальной рекламы.

У широкой публики накопительная пенсия окружена не меньшим количеством мифов, чем такой же «популярный» ЕГЭ. Негативный опыт последних десятилетий в области сбережений способствовал нигилистическому отношению к долгосрочным финансовым решениям, а исключение из накопительной системы «старших возрастов», как и предполагалось, убило интерес к накоплениям у тех, кто уже мог и хотел копить на старость. Если убрать весьма сомнительную роль пенсионных накоплений как источника дешевых и предсказуемых средств для финансирования текущих нужд бюджета, то в остальном она оказалась «чемоданом без ручки». Уровень взносов и правила инвестирования не позволят работникам с низкими и средними доходами создать достаточные накопления за время оставшейся трудовой жизни. Именно на эти категории работников ориентированы наиболее качественные пенсионные системы, так как состоятельные люди смогут сами справиться с проблемой долгосрочных накоплений.

Через шесть лет после того как гражданам было дано право доверить свои накопления сотням УК, НПФ и страховых компаний, около 90% участников системы все равно остались верны ВЭБу. Государственные органы и представители пенсионной индустрии, понимая, что для большинства работников накопления крайне малы, пытаются придумать новые способы использования этих денег, часто продвигая узковедомственные интересы либо проекты прямо противоречащие идее создания массовых накоплений.

Российское реформирование пенсионных систем оказалось «кусочно-непрерывным», варится в собственных проблемах и достаточно слабо использует международный опыт, как позитивный, так и негативный. Между тем, зарубежная практика демонстрирует широкое разнообразие вариантов пенсионной политики. Несмотря на массовую убежденность в обратном, в реальности существуют пенсионные системы, где накопления обязательны, популярны и эффективны. В сочетании с социальными пенсиями они обеспечивают большинству пенсионеров уровень жизни местного среднего класса. Пример удачной пенсионной системы создан в Австралии в рамках соглашений правительства и профсоюзов, начиная с 1982 года. Длительные добровольные накопления это не совсем австралийский путь, а вот покупка недвижимости и разовое использование пенсионных сбережений для вкладов в фондовый рынок — вполне, так что правила это учитывают. В Сингапуре в рамках системы, запущенной еще при колонизаторах, активы остаются в руках государственной управляющей компании, сбережения активно используются для погашения ипотеки и оплаты медицинских расходов, но при этом высокий уровень взносов с высоких доходов обеспечивает хороший результат. Любимая игрушка генерала Пиночета — чисто накопительная пенсионная система — не отличается разнообразием вариантов инвестирования (действует всего шесть УК), но накопленные за три десятилетия сбережения позволили работникам получать пенсионные выплаты выше своих последних зарплат. Отметим, что каждая из этих систем вписана в местную институциональную среду, относительно дешева в управлении и придает устойчивость государственным финансам, что было особенно заметно в пик последнего финансового кризиса.

При анализе почти шести десятков пенсионных систем с встроенным механизмом обязательных пенсионных накоплений можно заметить, что почти при любом наборе опций их стабильность существенно зависит от прозрачности новой системы, обеспечении в ней достаточной защиты прав и интересов бизнеса и граждан. Важность выстраивания простой, понятной и устойчивой системы не зависит от политического режима, проводящего реформу. Известно, что введение и успешное внедрение чисто накопительных пенсионных систем характерно для авторитарных политических режимов. Успех чилийской пенсионной реформы был бы вряд ли возможен, если бы она не проводилась диктаторским режимом генерала Пиночета, а в Казахстане — без использования чрезвычайных полномочий президентом Назарбаевым. Именно поэтому «жесткие» пенсионные реформы часто реализуются недемократическими методами, в рамках программ «шоковой терапии» с высокой скоростью и минимальным учетом интересов работников и работодателей — и их будущее тесно привязано к удержанию у власти их инициаторов.

В более демократических политических системах для успеха пенсионных реформ крайне важными являются последовательность и разработанность. В Польше (комбинация сбалансированной распределительной системы и обязательной накопительной уровней пенсионной системы) пенсионная реформа отличалась детальной проработанностью и минимумом изменений в планах после принятия законодательной базы. Реформа последовательно проводилась с 1997 по 2009 гг. при пяти составах парламента. С учетом конфликтного характера польской политики такая последовательность близка к фантастической. Особо следует отметить создание специального органа, ответственного за разработку и реализацию пенсионной политики, ее независимость от текущей политической конъюнктуры еще до запуска реформы.

Практически всегда крайне спорным является и вопрос о повышении пенсионного возраста. В большинстве стран, вставших на этот путь, пенсионный возраст сдвигался крайне постепенно. В Австралии долгосрочность планирования изменений пенсионного возраста достигло своеобразного рекорда — с 55 до 60 лет за 25 лет. Такая предусмотрительность посылает четкий сигнал населению и работодателям, заблаговременно извещая их о том, что спустя определенное количество лет границы трудоспособного возраста начнут расширяться. В результате государство не нарушает обязательств, которое оно дало работникам, находящимся в предпенсионном возрасте, а у молодых работников и работодателей остается достаточный ресурс времени для того, чтобы адаптироваться к будущим изменениям. Кстати, в той же Польше при разработке новой системы по шведским лекалам удалось даже получить поддержку населения для постепенного повышения пенсионного возраста — в обмен на снижение налогового бремени для граждан, четкого механизма защиты прав иждевенцев. По настоянию профсоюзов и церкви в законодательстве достаточно подробно прописана защита женщин и лиц, имущественно зависимых от будущих пенсионеров. Обязательные пенсионные накопления подлежат разделу при разводе, а также наследуются в случае смерти работника.

Тяжелое финансовое положение российской пенсионной системы, относительно низкий уровень выплат, растущие субсидии из текущих доходов государственного бюджета действительно показывают необходимость реформ. Остается открытым вопрос, что помешало провести качественные реформы в предыдущие попытки? Пока есть ощущение, что предлагаемые меры не приведут к коррекции системных ошибок именно в силу того, что предлагаются реформы фасада, не затрагивающие очень слабый фундамент. Для внедрения в России успешной реформы, соответствующей структуре экономики и ожиданиям общества и бизнеса, позитивно влияющей на институциональною среду, желательна открытая дискуссия среди представителей государства, экспертного сообщества, представителей НКО, работодателей. Вопрос об инвестировании накоплений не так важен, как создание крепких институциональных основ для обновленной пенсионной системы и общественного согласия в данном вопросе. Выводы такой дискуссии должны учесть опыт внедрения накопительных пенсионных систем сложившийся последних трех десятилетий и либо крайне подробно и заранее разрабатывать всю нормативную базу, либо заранее предусмотреть механизмы ее корректировки по мере возникновения проблем. Будем надеяться, что последняя волна свежих идей явится началом такого широкого обсуждения.

0

5

Прямая речь: Должны ли пенсионные накопления стать собственностью граждан? - Наталья Дробященко, заместитель гендиректора УК «ЮграФинанс»

Пенсионное сообщество никак не может договориться о том, в чьей собственности должны быть накопления. Представители большинства негосударственных пенсионных фондов заявляют, что ими должны распоряжаться страховщики. Однако в Минздравсоцразвитии и Пенсионном фонде России считают по другому – накопления необходимо «отдать» гражданам.

Оба мнения обоснованны, но сомнений в том, что итоговой будет позиция государства, почему-то у меня не возникает. Когда на кону, с одной стороны, проблемы граждан, а с другой, — профессиональные проблемы организаций, их обслуживающих, выбор становится очевиден. Тем более в такой политизированной сфере как пенсионное страхование и с учетом выборов 2012 года.

То, что россияне не ощущают своей собственностью свои же пенсионные накопления, является, по мнению представителей власти, одной из главных причин непопулярности пенсионной реформы в целом и системы софинансирования в частности. Если бы пенсионные накопления и средства софинансирования стали народными, то их можно было наследовать, изменять систему выплат и даже брать под них кредит, если это будет предусмотрено законом, конечно.

Действительно, многие россияне просто не знают или не осознают до конца, что у них есть пенсионные накопления. Не осознают не только потому не видели рекламу, хотя ее в последнее время не мало, а потому что считают эти средства государственными, и думают, что государство, как добрый барин, о них позаботится, поэтому можно и не брать в голову проблему выбора инвестиционного портфеля или НПФ.

С другой стороны, желание многих НПФ также можно понять – они отвечают «головой» за инвестирование пенсионных накоплений, не имея возможности в принципе показывать отрицательную доходность и имея обязательства преумножить эти средства. Это в отличие от своих зарубежных коллег, дефицит и отрицательная доходность у которых не редкость. Другими словами, исходя из сегодняшних правил инвестирования НПФ требуется большая свобода действий, и наделение их правами на пенсионные накопления такую свободу могло бы предоставить.

Следует учесть и то, что при переходе прав собственности в руки граждан необходимо ставить цель, чтобы россияне грамотно воспользовались этой собственностью. Например, в США эксперты нередко жалуются на то, что американцы, не разбираясь досконально в пенсионных программах, выбирают зачастую не оптимальные варианты тех или иных пенсионных схем, что значительно снижает размер их будущих пенсий.

Однако если в США граждане привыкли полагаться на себя, то россияне имеют совсем другой менталитет – даже если они ошибутся в выборе варианта договора с Пенсионным фондом РФ или НПФ, то винить будут не себя, а государство. Вряд ли, российские пенсионеры удовлетворятся ответом, мол, сами виноваты, что не так копили, не туда вложили, индексы упали и пр. Они будут требовать пенсии у государства, и, в частности, чтобы работающие в очередной раз делились с пенсионерами. Не хотелось бы очередной разборки отцов и детей, тем более, что детей мы рожаем не так много.

0

6

Переток пенсий. После кризисного затишья граждане стали активнее менять управляющих накопительной частью пенсии // Ведомости

Пенсионный фонд России получил в первом полугодии 722 540 заявлений, это на 43,8% больше, чем поступило за аналогичный период 2009 г., говорится в сообщении на сайте ПФР.

Поступило 21 188 заявлений граждан о переводе накопительной части пенсии из НПФ в ПФР, 68 924 заявления о переходе из НПФ в НПФ и 625 378 заявлений о переводе пенсии из ПФР в НПФ. Еще 6658 граждан решили оставить средства в ПФР, но сменить управляющую компанию с государственной на частную.

Количество договоров, заключенных НПФ с гражданами, выросло в меньшей степени — всего на 32,7% до 921 920. Превосходство числа договоров над числом заявлений традиционно: иногда граждане заключают в течение года договоры с несколькими НПФ, но в итоге оформляют лишь одно заявление, кроме того, часть заявлений могла еще не поступить, пояснил представитель ПФР.

Как показывает статистика прошлых лет, на первое полугодие обычно приходится около трети поданных за год договоров и менее 20% заявлений. Если к середине 2009 г. в ПФР поступило 502 622 заявления и 620 754 договора, то к концу года было получено 2,68 млн заявлений и 2,47 млн договоров. Разница может объясняться еще и тем, что заявление обязательно учитывается по тому году, в котором подано, а договор может быть предоставлен в ПФР в любое время, говорит представитель ПФР.

Число принятых ПФР заявлений о переводе средств в НПФ растет ежегодно, однако в последние годы рост замедлился — так, если в 2006 г. количество заявлений увеличилось на 51%, а в 2007 г. — на 75,6%, то в 2008 г. рост снизился до 18,2%, а в 2009 г. вообще упал до 2,3%. Однако прирост за первое полугодие этого года — уже 41%.

В кризис многие НПФ сократили сеть, а многие граждане лишились или боялись лишиться работы — в таких условиях люди не склонны принимать решения, меняющие судьбу пенсии, отмечает президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик. Кроме того, раньше у НПФ было больше возможностей привлекать корпоративных клиентов, а сейчас этот рынок в основном поделен. С другой стороны, в этом году корпоративные фонды вышли на рынок и показывают очень хорошие результаты, так что отмеченный за полугодие рост был вполне ожидаем, говорит исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева. «По итогам 2010 г. мы рассчитываем на рост привлечения до 40%», — говорит она.

В программе государственного софинансирования, с которой в основном связывают растущий интерес граждан к выбору нового управляющего накопительной частью пенсии, к концу первого полугодия, по данным ПФР, участвовали 2,8 млн человек — на 0,7 млн больше, чем в начале года. Не программа софинансирования двигает продажи НПФ, а НПФ являются основной силой ее продвижения, уверен Эрлик. То, что государство в срок перевело обещанные по программе софинансирования деньги за 2009 г., произвело на граждан очень хорошее впечатление и второе полугодие в отношении сборов по программе софинансирования обещает быть неплохим, отмечает Буланцева.

Даниил Желобанов

0

7

С июня 2009-го по июнь 2010 года активы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) увеличились на треть и составляют теперь 836,4 млрд руб. Рост активов и клиентов НПФ отмечается, несмотря на сокращение количества фондов, констатируют эксперты и ожидают, что уже через год в НПФ будет сосредоточено более 1 трлн руб.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) опубликовала вчера сводную отчетность НПФ по итогам первого полугодия. В отчетности представлены данные по 160 фондам, за последний год их количество сократилось на девять. Несмотря на уменьшение числа участников рынка, объем активов, сосредоточенных в НПФ (собственное имущество), продолжает увеличиваться. За 12 месяцев, прошедших с 1 июля 2009 года, этот показатель, сохранив темпы прироста, увеличился на 28,35% и составляет теперь 836,4 млрд руб.

Наибольший прирост, как и по итогам первого квартала, показали пенсионные накопления под управлением НПФ. В сравнении с данными на 1 июля прошлого года этот показатель увеличился почти на 111%, и теперь в фондах сосредоточено 142 млрд руб. пенсионных накоплений (в государственном ВЭБе — 723,4 млрд руб., также на 1 июля 2010 года). Участники рынка отмечают, что в большей степени на рост объема накоплений повлияли новые поступления. "Прирост средств пенсионных накоплений носит отложенный эффект. Это средства людей, выбравших НПФ еще в прошлом году, но Пенсионный фонд России перечислил их фондам лишь во втором квартале этого года",— говорит председатель совета НПФ "Европейский пенсионный фонд" Евгений Якушев.

Вместе с увеличением объема пенсионных накоплений растет и количество клиентов НПФ, заключивших с ними договоры об обязательном пенсионном страховании. Согласно данным ФСФР, фонды управляют накоплениями 7,3 млн человек, что на треть больше, чем год назад.

Объем пенсионных резервов увеличился за 12 месяцев на 20%, до 591,2 млрд руб. Количество клиентов НПФ, пользующихся негосударственным пенсионным обеспечением, растет еще медленнее, по сравнению с 1 июля прошлого года оно увеличилось на 5,74%, до 6,78 млн человек. "Темпы роста рынка негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) никогда не были быстрыми. Исключением являются периоды, когда крупные фонды только начинали свои корпоративные программы несколько лет назад",— поясняет президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. Вместе с тем во втором квартале по сравнению с первым снизилось количество клиентов фондов по НПО (на 27 тыс. человек, или 0,41%). Впрочем, это сокращение сопоставимо со статистической погрешностью, указывают эксперты. "Никакого оттока нет, количество новых договоров находится на прежнем уровне",— говорит госпожа Морозова, объясняя снижение числа клиентов НПФ во втором квартале аннулированием лицензий небольших фондов. "Рынок НПФ стабилен, фонды планомерно развиваются",— соглашается господин Якушев. Президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик отмечает, что пенсионный рынок растет в геометрической прогрессии, и уже через год активы под управлением НПФ превысят 1 трлн руб.

Александр Мазунин

0


Вы здесь » Негосударственное пенсионное обеспечение » Негосударственное пенсионное обеспечение » негосударственные пенсионные фонды - реальная возможность достигнуть ц